МКОУ «Тисси-Ахитлинская СОШ».
Исследовательская работа на тему «Семейная реликвия».
Выполнила: Газиева Фатима Назимовна, ученица 5 класса,
МКОУ «Тисси-Ахитлинская СОШ».
Руководитель: Абдулаева Мадинат Магомедовна,
учитель родного и литературы,
руководитель школьного музея-уголка.
Содержание............................................................................... 1
1.Введение.
Моя работа- исследование семейной реликвии............................2.
2.Основная часть:
Что такое реликвия...........................................................................2-3
Наша семейная реликвия.................................................................3
Некоторые сведения о моей прабабушке.......................................3
Гребень-чесало для овечьей шерсти................................................3
Практическая работа..........................................................................3-4
3.Заключение
Старинные вещи- ценность великая.................................................4
4. Список литературы.........................................................................4
5.Приложение:
Гребень-чесало-фото...........................................................................5
Фото бабушки.......................................................................................6
Фото поэтапного выполнения шерстяной нитки...................7-16
1
Введение. В нашей школе в этом году был создан краеведческий уголок-музей. Располагается он в кабинете родного языка и литературы. Все учащиеся нашей школы начали с энтузиазмом пополнять коллекцию. Недавно я увидела в у музее деревянный предмет с металлическими зубьями и вспомнила, что видела такое у своей бабушки Патимат Магомедсултановны Биларовой. В одном из посещений бабушки я рассказала ей об увиденном предмете и попросила ее показать свой гребень. Бабушка сказала, что он называется гребень-чесало для овечьей шерсти и является семейной реликвией нашей семьи. Принадлежал он еще моей прапрабабушке и служил для изготовления шерстяной нитки и пряжи. Кроме гребня у бабушки у бабушки оказались несколько веретен. Я спросила почему бабушка хранит эти вещи. Бабушка ответила, что они очень дороги ей, как память о своей маме и бабушке. Меня это очень заинтересовало, и я решила подробно узнать о нашей семейной реликвии.
Моя работа- это исследование материалов воспоминаний, бесед с родственниками; фотографий из семейного архива, изучение литературы, рассказывающей о старинных орудиях ремесла, практическая работа по изготовлению шерстяной нитки.
Цель исследования: изучение истории своей семьи, изучить семейную реликвию- гребень-чесало для шерсти, формирование интереса к традиционным народным ремеслам.
Проблема исследования: установить, откуда в нашей семье эта реликвия.
Задачи исследования: Дать ответ на вопрос: что такое семейная реликвия. Установить путь, который прошел гребень-чесало в нашей семье. Изучить информацию об изготовлении шерстяных ниток и пряжи с помощью гребня- чесала. Изготовить шерстяную нитку.
Актуальность исследования: Память о прошлом, о наших предках является важным звеном в воспитании подрастающего поколения. Народные промыслы воспитывают любовь к Родине. Без прошлого нет настоящего. Ведь все успешные инновации современности опираются на историко-культурные традиции народа. Поэтому очень важно изучать свои корни.
Методы проведения исследования: поиск и анализ информации в научно-познавательной литературе, анализ семейных архивов, интерьвьюирование (бабушки, мамы, других родственников), практическая работа.
Основная часть. Что такое реликвия?
Мое исследование я начала с интернет словаря Википедия. Я решила выяснить, что такое семейная реликвия и гребень- чесало. Оказывается, что реликвия- это свято хранимая, почитаемая вещь, связанная с историческими или религиозными событиями прошлого. Семейные реликвии- это документы, предметы, принадлежащие семье или роду и передающиеся из поколения в поколение. Она представляет ценность для всей и связывает разные поколения одной историей. Точного определения для гребня- чесала я не нашла. Чесало для шерсти – это приспособление с зубчатой формой (рейка, пластинка с зубьями) для чесания шерсти. Гребни-чесала у русских рукодельниц другие по форме, чем гребень-чесало моей бабушки.
Наша семейная реликвия. Бабушка рассказала мне историю о том, как гребень оказался у нее. Хотя мы живем в селении Тисси-Ахитли моя бабушка родом из Тинди и сюда вышла замуж за моего дедушку Абдулаева Магомеда. Бабушка моей бабушки (моя прапрабабушка), звали ее Сабигат (фамилию бабушка не помнит) была известной мастерицей в своем селе. У нее имелся свой домашний ткацкий станок на котором она ткала разные красивые полосатые паласы, мешки, хурджины и многое другое из овечьей шерсти. Шерсти у них дома бывало много так как у прапрадедушки Амиргамзы была большая отара овец. Сабигат часто нанимала девушек для чистки, трепания и чесания шерсти. Готовую пряжу продавали, но в большинстве она шла на изготовление разных изделий. Очень часто Сабигат приглашали для приготовления приданого невесте, в которое в большом количестве входило разного вида паласы, мешки, хурджины, наматрасники. Моя бабушка до сих пор хранит палас, хурджин и два мешка, которые достались ей от своей бабушки Сабигат. Научила своему мастерству она и свою дочь Хатимат, мою прабабушку. Прабабушка сама приготовила себе приданое, после замужества она получила от матери вместе с другой утварью и все небходимое для изготовления пряжи из овечьей шерсти, в том числе и гребень-чесало для шерсти. Изготовлено оно было мастером Кебедилавом примерно в 20-х годах прошлого века. Так что бабушкиному гребню почти 100 лет. Прабабушке Хатимат не пришлось заниматься ткачеством так, как работала в родном колхозе и времени свободного было мало. Но она научила мою бабушку мастерству изготовления шерстяной нитки и пряжи из овечьей шерсти. И передала ей потом гребень-чесало и веретена в подарок. От прапрабабушки остались в память два похожих на башню деревянные изделия. Бабушка говорит, что это все, что осталось от ткацкого станка прапрабабушки Сабигат.
Изготовление шерстяной нитки и пряжи из овечьей шерсти. Изготовление нити или пряжи из овечьей шерсти очень трудоемкий процесс и включает в себя несколько этапов. 1.Грязную овечью шерсть очищали от мусора, перебирали руками. 2.В большом чане воды растворяли мыло, чаще всего это было хозяйственное мыло. 3.Шерсть опускали в мыльную воду так, чтобы вода полностью покрывала ее. Воду меняли несколько раз, пока шерсть не станет чистой и белой. 4.Затем шерсть вынимали из воды, не скручивая, ставили на большое сито, чтобы вода стекала. 5.Чтобы шерсть окончательно подсохла ее стелили на чистую простыню и высушивали. 6.Потом высушенную шерсть трепали руками, вычищая оставшийся мусор. 7. Вытрепанную шерсть вычесывали на гребне-чесале , пока не получалась мягкая ровная субстанция, называемая на русском языке ровницей. 8.Небольшое количество ровницы держат в одной руке, а к веретену прикрепляют один конец и начинают вращать веретено, скручивая при этом ровницу. Получается крепкая нить. Когда получится 80 см нити (расстояние вытянутой руки), то накручивают нить на веретено, снова закрепляют на верхнем участке и продолжают работу.
Практическая работа. Мне стало интересно, а смогу ли я сделать такую шерстяную нить и пряжу? По технологии, о которой рассказала бабушка, я изготовила нитку из овечьей шерсти и намотала небольшой клубок.
Заключение. Проведя это исследование, я убедилась в том, что в домашних условиях можно самой сделать пряжу из овечьей шерсти. Узнав технологию, я научилась изготавливать шерстяные нитки и мне хочется научиться самой вязать красивые, теплые и полезные для здоровья шерстяные вещи. И еще эта работа дала мне возможность задуматься об истории своей семьи. Простые вещи, порой не представляющие ценность, оказываются дорогими в семье. В определенные периоды жизни каждый из нас начинает интересоваться историей собственных предков. В этот момент как никогда понимаешь, что семейную историю нужно хранить, как великую ценность, потому что родственные связи, которые дает нам семья, удивительны. Семейные реликвии помогают нам хранить память о прошлом в наших сердцах.
Использованные источники:
1.Ожегов С.И. Словарь русского языка. Москва,1988 г. 2.http://ru.wikipedia 3.А.Я.Гасанов «Тиндал» 4.Газета «Истина»,2012., №9 5.Журнал «Народы Дагестана» 2000г., №3