МКОУ «Тисси-Ахитлинская СОШ».

 

 

Исследовательская работа на тему «Семейная реликвия».

 

                                    Выполнила: Газиева Фатима Назимовна, ученица 5 класса,

                                                             МКОУ «Тисси-Ахитлинская СОШ».

                                    Руководитель: Абдулаева Мадинат Магомедовна,

                                                                учитель родного и литературы,

                                                                руководитель школьного музея-уголка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание............................................................................... 1

1.Введение.

Моя работа- исследование семейной реликвии............................2.

 

2.Основная часть:

Что такое реликвия...........................................................................2-3

Наша семейная реликвия.................................................................3

Некоторые сведения о моей прабабушке.......................................3

Гребень-чесало для овечьей шерсти................................................3

Практическая работа..........................................................................3-4

 

3.Заключение

Старинные вещи- ценность великая.................................................4

4. Список литературы.........................................................................4

5.Приложение:

Гребень-чесало-фото...........................................................................5

Фото бабушки.......................................................................................6

Фото поэтапного выполнения шерстяной нитки...................7-16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                         1

Введение. В нашей школе в этом году был создан краеведческий уголок-музей. Располагается он в кабинете родного языка и литературы. Все учащиеся нашей школы начали с энтузиазмом пополнять коллекцию. Недавно я увидела в у музее деревянный предмет с металлическими зубьями и вспомнила, что видела такое у своей бабушки Патимат Магомедсултановны Биларовой. В одном из посещений бабушки я рассказала ей об увиденном предмете и попросила ее показать свой гребень. Бабушка сказала, что он называется гребень-чесало для овечьей шерсти и является семейной реликвией нашей семьи. Принадлежал он еще моей прапрабабушке и служил для изготовления шерстяной нитки и пряжи. Кроме гребня у бабушки у бабушки оказались несколько веретен. Я спросила почему бабушка хранит эти вещи. Бабушка ответила, что они очень дороги ей, как память о своей маме и бабушке. Меня это очень заинтересовало, и я решила подробно узнать о нашей семейной реликвии.

Моя работа- это исследование материалов воспоминаний, бесед с родственниками; фотографий из семейного архива, изучение литературы, рассказывающей о старинных орудиях ремесла, практическая работа по изготовлению шерстяной нитки.

Цель исследования: изучение истории своей семьи, изучить семейную реликвию- гребень-чесало для шерсти, формирование интереса к традиционным народным ремеслам.

Проблема исследования: установить, откуда в нашей семье эта реликвия.

Задачи исследования:                                                                                                Дать ответ на вопрос: что такое семейная реликвия.                              Установить путь, который прошел гребень-чесало в нашей семье.                                  Изучить информацию об изготовлении шерстяных ниток и пряжи с помощью гребня- чесала.                                                                                                                 Изготовить шерстяную нитку.

Актуальность исследования:                                                                                  Память о прошлом, о наших предках является важным звеном в воспитании подрастающего поколения. Народные промыслы воспитывают любовь к Родине. Без прошлого нет настоящего. Ведь все успешные инновации современности опираются на историко-культурные традиции народа. Поэтому очень важно изучать свои корни.

Методы проведения исследования: поиск и анализ информации в научно-познавательной литературе, анализ семейных архивов, интерьвьюирование (бабушки, мамы, других родственников), практическая работа.

Основная часть.                                                                                                                 Что такое реликвия?                                                                                                      

 

Мое исследование я начала с интернет словаря Википедия. Я решила выяснить, что такое семейная реликвия и гребень- чесало.  Оказывается, что  реликвия- это свято хранимая, почитаемая вещь, связанная с историческими или религиозными событиями прошлого. Семейные реликвии- это документы, предметы, принадлежащие семье или роду и передающиеся из поколения в поколение. Она представляет ценность для всей и связывает разные поколения одной историей.                                                                    Точного определения для гребня- чесала я не нашла.                                          Чесало для шерсти – это приспособление с зубчатой формой (рейка, пластинка с зубьями) для чесания шерсти. Гребни-чесала у русских рукодельниц   другие по форме, чем гребень-чесало моей бабушки. 

Наша семейная реликвия.                                                                                   Бабушка рассказала мне историю о том, как гребень оказался у нее. Хотя мы живем в селении Тисси-Ахитли моя бабушка родом из Тинди и сюда вышла замуж за моего дедушку Абдулаева Магомеда.  Бабушка моей бабушки (моя прапрабабушка), звали ее Сабигат (фамилию бабушка не помнит) была известной мастерицей в своем селе. У нее имелся свой домашний ткацкий станок на котором она ткала разные красивые полосатые паласы, мешки, хурджины и многое другое из овечьей шерсти. Шерсти у них дома бывало много так как у прапрадедушки Амиргамзы была большая отара овец. Сабигат часто нанимала девушек для чистки, трепания и чесания шерсти. Готовую пряжу продавали, но в большинстве она шла на изготовление разных изделий. Очень часто Сабигат приглашали для приготовления приданого невесте, в которое в большом количестве входило разного вида паласы, мешки, хурджины, наматрасники. Моя бабушка до сих пор хранит палас, хурджин и два мешка, которые достались ей от своей бабушки Сабигат. Научила своему мастерству она и свою дочь Хатимат, мою прабабушку. Прабабушка сама приготовила себе приданое, после замужества она получила от матери вместе с другой утварью и все небходимое для изготовления пряжи из овечьей шерсти, в том числе и гребень-чесало для шерсти. Изготовлено оно было мастером Кебедилавом примерно в 20-х годах прошлого века. Так что бабушкиному гребню почти 100 лет. Прабабушке Хатимат не пришлось заниматься ткачеством так, как работала в родном колхозе и времени свободного было мало. Но она научила мою бабушку мастерству изготовления шерстяной нитки и пряжи из овечьей шерсти. И передала ей потом гребень-чесало и веретена в подарок. От прапрабабушки остались в память два похожих на башню деревянные изделия. Бабушка говорит, что это все, что осталось от ткацкого станка прапрабабушки Сабигат.

 

 

 

Изготовление шерстяной нитки и пряжи из овечьей шерсти.                   Изготовление нити или пряжи из овечьей шерсти очень трудоемкий процесс и включает в себя несколько этапов.                                                                       1.Грязную овечью шерсть очищали от мусора, перебирали руками.                     2.В большом чане воды растворяли мыло, чаще всего это было хозяйственное мыло.                                                                                              3.Шерсть опускали в мыльную воду так, чтобы вода полностью покрывала ее. Воду меняли несколько раз, пока шерсть не станет чистой и белой.       4.Затем шерсть вынимали из воды, не скручивая, ставили на большое сито, чтобы вода стекала.                                                                                                       5.Чтобы шерсть окончательно подсохла ее стелили на чистую простыню и высушивали.                                                                                                              6.Потом высушенную шерсть трепали руками, вычищая оставшийся мусор.                             7. Вытрепанную шерсть вычесывали на гребне-чесале , пока не получалась мягкая ровная субстанция, называемая на русском языке ровницей.              8.Небольшое количество ровницы держат в одной руке, а к веретену прикрепляют один конец и начинают вращать веретено, скручивая при этом ровницу. Получается крепкая нить. Когда получится 80 см нити (расстояние вытянутой руки), то накручивают нить на веретено, снова закрепляют на верхнем участке и продолжают работу.

Практическая работа.                                                                                                   Мне стало интересно, а смогу ли я сделать такую шерстяную нить и пряжу? По технологии, о которой рассказала бабушка, я изготовила нитку из овечьей шерсти и намотала небольшой клубок.

Заключение.                                                                                                                    Проведя это исследование, я убедилась в том, что в домашних                           условиях можно самой сделать пряжу из овечьей шерсти. Узнав технологию, я научилась изготавливать шерстяные нитки и мне хочется научиться самой вязать красивые, теплые и полезные для здоровья шерстяные вещи. И еще эта работа дала мне возможность задуматься об истории своей семьи. Простые вещи, порой не представляющие ценность, оказываются дорогими в семье. В определенные периоды жизни каждый из нас начинает интересоваться историей собственных предков. В этот момент как никогда понимаешь, что семейную историю нужно хранить, как великую ценность, потому что родственные связи, которые дает нам семья, удивительны. Семейные реликвии помогают нам хранить память о прошлом в наших сердцах.

 

 

 

 

Использованные источники:

1.Ожегов С.И. Словарь русского языка. Москва,1988 г.                        2.http://ru.wikipedia                                                                                                     3.А.Я.Гасанов «Тиндал»                                                                                                  4.Газета «Истина»,2012., №9                                                                                 5.Журнал «Народы Дагестана»  2000г., №3