Муниципальный район «Цумадинский  район»                                                           

                                      МКУ «Управление образования                                                                                                           муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Тисси-Ахитлинская средняя общеобразовательная школа-детский сад»,                                                                                                       368900, РД, Цумадинский район, с. Тисси-Ахитли,улица Тиссинская, дом 10, тел.(89640064953), ИНН: 0537003863, КПП: 053701001 ОГРН:1020500561102

 

                                                              Приказ №2  от 09.01.2023 года

                                                «Об утверждении Положения о наставничестве»

 

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», нормативными актами Министерства образования и науки РФ, регламентирующие вопросы профессиональной подготовки учителей и специалистов образовательных учреждений, на основании протокола Педагогического совета №3 от 20.01.2022 года, Приказываю:

 

1.Утвердить положение «О наставничестве» (Приложение №1) в срок 20.02.2022 года

2.Утвержденное положение донести до сведения педагогического сообщества

3.Контроль за исполнением приказа, оставляю за собой.

 

                           Директор школы______________ Магомедов М.А.

 

 

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Тисси-Ахитлинская  средняя общеобразовательная школа-детский сад», МР «Цумадинский район», Республика Дагестан

 

 

Приложение №1

к приказу №2 от 09.01.2023

 

 Утверждаю: Директор МКОУ «Тисси-Ахитлинская СОШ-сад»

Магомедов М.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Положение о наставничестве

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    с.Тисси-Ахитли 2023

           Общие положения

  1. Настоящее Положение о наставничестве в МКОУ «Тисси-Ахитлинская СОШ-сад» (далее - положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), во исполнение постановления Министерства просвещения РФ от 25 декабря 2019 года № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества      обучающихся      для   организаций,    осуществляющих

 деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися».

  1. Целевая модель наставничества МКОУ «Тисси-Ахитлинская СОШ-сад» (далее школа), осуществляющая образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам (далее - целевая модель наставничества) разработана в целях достижения результатов федеральных и региональных проектов

"Современная              школа",            "Молодые            профессионалы           (Повышение

конкурентоспособности профессионального образования)"  и  "Успех  каждого  ребенка" национального проекта"Образование".

  1. Настоящее положение устанавливает правовой статус наставника и наставляемого, регламентирует взаимоотношения между участниками образовательных отношений в деятельности наставничества.

 

  1. Основные понятия и термины

 

  1. Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
  2. Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
  3. Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
  4. Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
  5. Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
  6. Координатор - сотрудник школы, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам, который отвечает за организацию программы наставничества.
  7. Куратор - сотрудник организации, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, либо организации из числа ее партнеров, который отвечает за разработку проекта программы в соответствии с выбранной формой, формирование наставнических пар в своей форме и реализацию наставнического цикла.  
  8. Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в школе.
  9. Благодарный выпускник - выпускник школы, который ощущает эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами

(делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, инициирует и развивает эндаумент, организует стажировки и т.д.).

 

  1. Цели и задачи наставничества

 

  1. Целью наставничества в школе является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого ,необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных   условиях   неопределенности,   а   также   создание   условий   для   формирования эффективной   системы   поддержки,   самоопределения   и   профессиональной   ориентации   всех обучающихся,   педагогических   работников   (далее   -   педагоги)   разных   уровней   образования   и молодых специалистов _МБОУ «Тисси-Ахитлинская СОШ-сад».

3.2Основными задачами школьного наставничества являются:

  *разработка и реализация мероприятий дорожной карты внедрения целевой модели;

   * разработка и реализация программ  наставничества;

  • реализация кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение и контроль за деятельностью наставников, принимающих участие в программе наставничества;
  • инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации программ наставничества;
  • осуществление персонифицированного учета обучающихся, молодых специалистов и педагогов, участвующих в программах наставничества;
  • проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности программ наставничества в школе;
  • формирования баз данных программ наставничества и лучших практик;
  • обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели наставничества, в формате непрерывного образования.

 

4. Организационные основы   наставничества

  1. Школьное наставничество организуется на основании приказа директора школы.
  2. Руководство деятельностью наставничества осуществляет куратор, заместитель директора школы по учебно – воспитательной работе.
  3. Координатор и кураторы целевой модели наставничества назначаются приказом директора школы.
  4. Реализация наставнической программы происходит через работу координатора и кураторов с двумя базами: базой наставляемых и базой наставников.
  5. Формирование баз наставников и наставляемых осуществляется директором школы, координатором, куратором, педагогами, классными руководителями и иными лицами школы, располагающими информацией о потребностях педагогов и подростков - будущих участников программы.
  6. Наставляемым могут быть обучающиеся:
  • проявившие выдающиеся способности;
  • демонстрирующие неудовлетворительные образовательные результаты;
  • с ограниченными возможностями здоровья;
  • попавшие в трудную жизненную ситуацию;
  • имеющие проблемы с поведением; не принимающие участие в жизни школы, отстраненных от коллектива.

4.7 Наставляемыми могут быть педагоги: *Молодые специалисты;

  • находящиеся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости;
  • находящиеся в процессе адаптации на новом месте работы;
  • желающие     овладеть современными программами, цифровыми навыками, ит.д.

 Наставниками могут   быть:

  • обучающиеся, мотивированные помочь сверстникам в образовательных, спортивных, творческих и адаптационных вопросах;
  • педагоги и специалисты, заинтересованные в тиражировании личного педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы;
  • родители обучающихся – активные участники родительских советов;
  • выпускники, заинтересованные в поддержке своей школы;
  • сотрудники предприятий, заинтересованные в подготовке будущих кадров;
  • успешные предприниматели или общественные деятели, которые чувствуют потребность передать свой опыт;
  •  ветераны педагогического труда.
    1. База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от потребностей  школы в целом и от потребностей участников образовательных отношений: педагогов, учащихся и  их родителей (законных   представителей). 
    2. Участие наставника и наставляемых в целевой модели основывается на добровольном согласии.
    3. Для участия в программе заполняются согласия на обработку персональных данных от совершеннолетних участников программы и согласия от родителей (законных представителей) несовершеннолетних наставляемых и  наставников.
    4. Формирование наставнических пар / групп осуществляется после знакомства с программами наставничества.
    5. Формирование наставнических пар / групп осуществляется на добровольной основе и утверждается приказом директора  школы.
    6. С наставниками, приглашенными из внешней среды составляется договор о сотрудничестве на безвозмездной основе.

 

5. Реализация целевой модели    наставничества.

  1. Для успешной реализации целевой модели наставничества, исходя из образовательных потребностей школы в целевой модели наставничества рассматриваются формы наставничества. (Например, «Ученик – ученик», «Учитель – учитель», «Учитель– ученик» и тд)
  2. Представление программ наставничества по формам на________ (Например, ученической конференции, педагогическом совете и родительском совете).  
  3. Этапы комплекса мероприятий по реализации взаимодействия наставник наставляемый: 
  • Проведение первой, организационной, встречи наставника и наставляемого.
  • Проведение второй, пробной рабочей, встречи наставника и наставляемого.
  • Проведение встречи-планирования рабочего процесса в рамках программы наставничества с наставником и наставляемым.
  •  Регулярные встречи наставника и наставляемого.
  • Проведение заключительной встречи наставника и наставляемого.
  • Реализация целевой модели наставничества осуществляется в течение календарного года.
  •  Количество встреч наставник и наставляемый определяют самостоятельно при приведении встречи –планировании.

 

  1. Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества.

 

  1. Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается как система сбора, обработки, хранения и использования информации о программе наставничества и/или отдельных ее элементах.
  2. Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:
  • оценка качества процесса реализации программы наставничества;
  • оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста участников, динамика образовательных результатов.
    1. Сравнение изучаемых личностных характеристик участников программы наставничества проходит на "входе" и "выходе" реализуемой   программы.
    2. Мониторинг проводится куратором и наставниками два раза за период наставничества: промежуточный и итоговый.
    3. В ходе проведения мониторинга не выставляются отметки.

 

7. Обязанности    наставника:

  • Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, Устава МКОУ «Тисси-Ахитлинская СОШ-сад», определяющих права и обязанности.
  • Разработать совместно с наставляемым план    наставничества.
  • Помогать наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и определить векторы развития.
  • Формировать наставнические отношения в условиях доверия, взаимообогащения и открытого диалога.
  • Ориентироваться на близкие, достижимые для наставляемого цели, но обсуждает с ним долгосрочную перспективу и    будущее.
  • Предлагать свою помощь в достижении целей и желаний наставляемого, и указывает на риски   и противоречия.
  • Не навязывать наставляемому собственное мнение и позицию, но стимулирует развитие у наставляемого своего индивидуального видения.
  • Оказывать наставляемому личностную и психологическую поддержку, мотивирует, подталкивает и ободряет его.
  • Личным примером развивать положительные качества наставляемого, корректировать его поведение в школе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора
  • Подводить итоги наставнической программы, с формированием отчета о проделанной работе с предложениями и выводами.

 

8. Права   наставника: Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством.

  • Защищать профессиональную честь и достоинство.
  • Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.
  • Проходить обучение с использованием федеральных программы, программ Школы наставничества.
  • Получать психологическое сопровождение.
  • Участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах наставничества.

 

9. Обязанности   наставляемого:

  • Знать требования законодательства в сфере образования, ведомственных нормативных актов, Устава МКОУ «Тисси-Ахитлинская СОШ-сад», определяющих права и обязанности.
  • Разработать совместно с наставляемым план наставничества.
  • Выполнять этапы реализации программы наставничества.

 

10. Права наставляемого:

  • Вносить на рассмотрение администрации школы предложения по совершенствованию работы, связанной с наставничеством.
  • Выбирать самому наставника из предложенных   кандидатур.
  • Рассчитывать на оказание психологического   сопровождения.
  • Участвовать в школьных, региональных и всероссийских конкурсах наставничества.
  • Защищать свои интересы самостоятельно и (или) через представителя.

 

11. Механизмы мотивации и поощрения   наставников.

 

  • Мероприятия по популяризации роли наставника.
  • Организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на школьном уровне.
  • Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
  • Проведение        конкурсов профессионального      мастерства     "Наставник года",«Лучшая пара», "Наставник+".
  • Создание специальной рубрики "Наши наставники" на школьном сайте.
  • Создание на сайте методической копилки с программами наставничества.
  • Доска почета «Лучшие наставники».
  • Награждение школьными грамотами "Лучший наставник"
  • Благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся.
  • Предоставлять наставникам возможности принимать участие в формировании предложений, касающихся развития школы.

 

12. Документы, регламентирующие   наставничество

 

  • К документам, регламентирующим деятельность наставников, относятся:
  • Положение о наставничестве в ___МКОУ «Тисси-Ахитлинская СОШ-сад»
  •  Приказ директора школы о внедрении целевой модели наставничества;
  • Целевая модель наставничества в МКОУ «Тисси-Ахитлинская СОШ-сад».
  • Дорожная карта внедрения системы наставничества в МКОУ «Тисси-Ахитлинская СОШ-сад»
  • Приказ о назначение координатора и кураторов внедрения Целевой модели наставничества МКОУ «Тисси-Ахитлинская СОШ-сад»
  • Приказ об организации «Школы наставников» с утверждением программ и   графиков обучения наставников.
  • Приказ «Об утверждении наставников и наставнических пар/групп».
  • Приказ «О проведении итогового мероприятия в рамках реализации целевой модели наставничества».