Педагогические команды – исходное условие развития современной школы»
Управленческая практика развития МКОУ "Тисси-Ахитлинская СОШ-сад" МР "Цумадинский район" РД в период вхождения в проект (2023-2024 уч.г)
«Школа Минпросвещения России»
В 2023 году коллектив МКОУ "Тисси-Ахитлинская СОШ-сад" МР "Цумадинский район" Республики Дагестан вступил в реализацию проекта «Школа МинПросвещения России». Результаты входной процедуры самодиагностики в 2023 году показали низкий базовы уровень развития образовательной организации, из 8 магистральных направлений результаты только 3 были ближе к базовым. Результаты самодиагностики, проведенной в 2024 году, показала рост по всем направлениям, и главное для нас – это значительный рост по направлению(условию) «Учитель. Школьные команды». Считаем, что данный факт стал возможен благодаря правильному определению приоритетного направления ближайшей зоны развития образовательной организации.
Изучение критериев и характеризующих их показателей по всем магистральным направлениям для управленческой команды школы стало сильным мотивационным инструментом для понимания и принятия философии проекта Школы Минпросвещения. Проведя аналогию между содержанием проекта и теорией иерархией потребностей (Абрахама Маслоу) мы смогли выстроить логические цепочки взаимосвязи трех условий, заложенных в проект и всех сущностей по пяти магистральным направлениям. Потребность получать знания и самоопределяться возникнет только тогда, когда будут удовлетворены потребность в безопасности, социализации. Данное видение и легло в основу работы, направленной на погружение и принятие проекта педагогическим коллективом школы.
Для запуска проекта были приняты следующие управленческие решения: 1. Провести системный анализ выявленных дефицитов показателей соответствия ОО модели «Школа Минпросвещения России».
2. Провести стратегическую сессию «МКОУ "Тисси-Ахитлинская СОШ-сад" – участник проекта «Школа Минпросвещения России».
3. Актуализировать программу развития школы в соответствии с моделью «Школа Минпросвещения России»:
- скорректировать стратегию развития школы;
- разработать дорожную карту для ликвидации выявленных дефицитов.
4. Развивать командный стиль работы:
- сформировать управленческую команду;
- развивать функциональные команды.
Системный анализ начался, как отмечено ранее, группой управленцев и продолжился в рамках стратегической сессии, на которой была организована аналитическая работа с показателями самодиагностики - работа с проблемным полем по технологии пустографов. Был выстроен граф корневых проблем, который помог определить круг основных задач, заложенных в дальнейшем в Программу развития школы. Проблема неоднородности профессиональных компетенций педагога по результатам мозгового штурма оказалась ключевой, требующей особого внимания.
На сессии педагогический коллектив работал в рамках методических объединений. Административно-управленческий аппарат с педагогом-психологом школы выступали в роли координаторов и экспертов. У руководителей ШМО стояла задача методом наблюдения выделить инициативных педагогов, для дальнейшего продвижения проекта. Данные педагоги вошли в команду по актуализации Программы развития образовательной организации. В дальнейшем, все члены проектной группы стали лидерами проектных команд по решению задач Программы развития. Для реализации Программы развития было поставлено четыре «надмагистральных» задачи. Решение каждой из них приводит к достижению показателей по всем восьми магистралям проекта «Школа Минпросвещения России».
Тип команды |
Направление деятельности |
Лидер |
Результат |
Управленческая команда |
Штатное расписание |
Директор |
Введение должностей: советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, тьютора по сопровождению профориентации обучающихся. Пересмотрено соотношение ауп/педработник. |
Управленческая команда |
Корректировка внутришкольной системы оценки качества образования |
Директор |
НПА обновлен в соответствии с проектом «Школа Минпросвещения России». |
Управленческая команда |
Актуализация модели управления школой |
Директор |
Модель коллегиально-командного управления школой. Переход социально-психологической службы на оперативный целевой уровень в системе управления. |
Управленческая команда |
Актуализация модели методической работы школы |
Заместитель директора по УВР |
Модель системы методической работы в стадии разработки. |
Команда педагогов |
Усовершенствование внутришкольной системы наставничества |
Заместитель директора по УВР |
НПА Положение о наставничестве обновлен в соответствии с проектом «Школа Минпросвещения России». |
Команда педагогов |
Корректировка внутришкольной системы оценки образовательных результатов обучающихся |
Педагог школы со статусом регионального методиста |
НПА обновлены в соответствии с проектом «Школа Минпросвещения России». |
Смешанный (представители всех участников образовательных отношений) |
Брендирование образовательной организации |
Советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями |
Герб, гимн, флаг МКОУ "Тисси-Ахитлинская СОШ-сад" |
Смешанный (представители всех участников образовательных отношений) |
Проектирование модели комфортной и безопасной образовательной среды |
Педагог-психолог |
Кейс методик для мониторинга направления «Школьный климат» (идет апробация). |
Смешанная команда (все участники образовательных отношений + соц. партнеры) |
Разработка актуальной модели профориентационной работы в школе |
Тьютор по сопровождению профориентации обучающихся |
В стадии апробации. |
Смешанная команда |
Актуализация программы воспитания |
Советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями |
Штаб воспитательной работы. Комната детских инициатив.
|
Смешанная группа |
Актуализация работы с родителями |
педагог-психолог |
Родительский контроль. Семейные программы выходного дня (в стадии разработки). |
Смешанная команда |
Усовершенствование системы олимпиадного и конкурсного движения |
Педагог-организатор |
Кейс внутришкольных конкурсов. Государственная геральдика РФ во всех кабинетах школы. Классные уголки. Школьный спортивный клуб. |
Команда педагогов |
Создание паспортизированного школьного музея |
Педагог-организатор |
В стадии реализации. |
С появлением в организации командного стиля управления наблюдаются изменения в законах, правилах взаимодействия между сотрудниками — они начинают больше доверять друг другу и руководству. Происходит распределение ответственности при принятии решений и их исполнении.
Команда начинает самоорганизовываться под поставленные цели.
Изменилась процедура решения проблем и принятия решений — не ожидая приказов свыше, педагоги переходят к групповым обсуждениям и принятию лучших вариантов.
В организации изменился стиль руководства — от индивидуального стиля управления происходит переход к командному стилю.
На основании выше сказанного, происходит пересмотр модели управления школы. Её начинаем выстраивать с позиции коллегиально-командного управления.
Риски при организации командного взаимодействия:
№ |
Риски |
Пути решения |
1 |
Растянутость процесса командообразования во времени. |
Контроль за соблюдением тайминга проекта. |
2 |
Необходимость дополнительных ресурсов и средств на формирование командного духа. Психологическая неготовность каждого «жертвовать» личным во имя коллективного. |
Привлечение педагога-психолога для проведения тренинга по командообразованию. |