Раздел 1. «Пояснительная записка»
Направленность – физкультурно-спортивная
Уровень программы – базовый
Актуальность – программы заключается в укреплении здоровья обучающихся, так как игровая и тренировочная деятельность оказывает комплексное и разностороннее воздействие на организм, развивает основные физические качества: быстроту, ловкость, выносливость, силу, повышает функциональные возможности, формирует различные двигательные навыки. Занятия футболом способствуют физической закалке, повышают сопротивляемость к заболеваниям и усиливают адаптационные возможности организма, при этом воспитываются важные привычки к постоянному соблюдению бытового, трудового, учебного и спортивного режимов. Это во многом способствует формированию здорового образа жизни. Соревновательный характер, высокая эмоциональность, самостоятельность действий делают футбол эффективным средством активного отдыха.
Новизна программы заключается в том, что коллективный характер футбольной деятельности воспитывает чувство дружбы, товарищества, взаимопомощи; развивает такие ценные моральные качества, как чувство ответственности, уважение к партнерам и соперникам, дисциплинированность, активность. Каждый участник игры может проявлять свою самостоятельность, инициативу, но вместе с тем, игра требует подчинения личных стремлений интересам коллектива. В
Педагогическая целесообразность – в процессе игровой деятельности необходимо овладевать сложной техникой и тактикой, развивать физические качества, преодолевать усталость, боль, вырабатывать устойчивость к неблагоприятным условиям внешней среды, строго соблюдать бытовой и спортивный режим и т.д. Все это способствует воспитанию волевых черт характера: смелости, стойкости, решительности, выдержки, мужества. Кроме этого, от играющих в футбол требуется быстрое принятие самостоятельных решений, умение анализировать ошибки.
Отличительная особенность программы – Благодаря разнообразной двигательной деятельности, широким координационным и атлетическим возможностям, занимающиеся футболом быстрее и успешнее осваивают жизненно важные двигательные умения и навыки, в том числе и трудовые.
Цель программы - сформировать умения и навыки для игры в футбол.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Обучающие:
- создать условия для систематических занятий футболом;
- ознакомить с историей развития футбола в России, с историей физической культуры и спорта;
- обучить правилам игры в футбол, организации и проведения соревнований;
- обучить технике игры в футбол;
- обучить тактике футбольной игры.
Воспитательные:
- формировать культуру здорового образа жизни;
- воспитывать чувство коллективизма, понимание необходимости подчинять свои индивидуальные интересы и действия на поле интересам и действиям группы игроков и команды в целом;
- прививать навыки самодисциплины, воспитывать понимание того, что успех в футболе невозможен без систематических тренировок;
- способствовать воспитанию волевых качеств;
- воспитывать культуру поведения болельщика во время просмотра игр по футболу различного ранга и уровня.
Развивающие:
- развивать физические способности: координацию, быстроту реагирования, быстроту передвижений, выносливость;
- развивать внимание, умение анализировать ошибки;
- развивать способность быстро принимать решения;
- развивать соревновательный опыт.
Категория учащихся – участвующих в реализации программы: 10 – 16 лет.
Формы проведения – групповая. Наполняемость группы – 15 человек.
В группу зачисляются обучающиеся, желающие заниматься футболом, при наличии справки, разрешающей занятия по данному направлению деятельности.
Программа содержит основные разделы:
- Теоретическая подготовка;
- Общая физическая подготовка;
- Специальная физическая подготовка;
- Техническая подготовка;
- Тактическая подготовка;
- Соревновательная подготовка.
Занятия раздела «Теоретическая подготовка» дают начальные основы знаний о собственном организме, о гигиенических требованиях на тренировочных занятиях, об истории физической культуры и спорта, об истории развития футбола в стране и за рубежом, об основах спортивной тренировки, о правилах игры в футбол, об организации и проведении соревнований.
Занятия раздела «Общая физическая подготовка» обеспечивают всестороннюю физическую подготовку, общую культуру движений, укрепляют здоровье, развивают основные физические качества обучающихся.
Выполняя упражнения раздела «Специальная физическая подготовка», обучающиеся овладевают множеством простых технических приёмов и осваивают широкий арсенал двигательных навыков.
Упражнения разделов «Техническая подготовка» и «Тактическая подготовка» направлены на формирование и развитие важных для футбольной игры двигательных навыков и умений. Специальные упражнения (индивидуальные, групповые и игровые упражнения с мячом) позволяют избирательно решать задачи обучения в отдельных элементах техники и тактики футбола, их вариативности, различных связок и фрагментов игровой деятельности.
«Соревновательная подготовка» необходима для отработки всей совокупности технических приемов в условиях комплексного проявления основных физических качеств и тактических действий, для определения игрового амплуа и развития соответствующих индивидуальных качеств и навыков, для приобретения соревновательного опыта.
Теоретические занятия проводятся в форме бесед, просмотра и обсуждения видеоматериалов.
Практические занятия – тренировки, соревнования.
Учебно – тренировочные занятия проходят по схеме:
1. Подготовительная часть – разминка. Выполняются общеразвивающие упражнения без мяча и с мячом.
2. Основная часть – выполняются упражнения общей физической подготовки (ОФП), специальной физической подготовки (СФП), проводится обучение различным техническим приемам владения мячом и тактическим действиям соперника. Проводится прием контрольных упражнений.
3. Заключительная часть – упражнения на расслабление мышц, подведение итогов.
Срок реализации и режим занятий – объём занятий: 3 месяца - 72 часа (по 3 раза в неделю по 2 часа).
Планируемые результаты:
Учащиеся должны знать:
- физиологические основы спортивной тренировки и режим дня спортсмена;
- историю развития футбола в России;
- правила игры в футбол.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять основные технические приемы владения мячом;
- выполнять элементарные тактические действия;
- согласовывать свои действия с другими игроками;
- выполнять простейшие комбинации при стандартных положениях: в начале игры, угловом, штрафном и свободном ударах, вбрасывание мяча.
Раздел 2. «Содержание программы»
Учебно – тематический план первого года обучения
№ |
Наименование раздела, Тема |
Всего |
Теория |
Практика (интерактивные занятия) |
Формы аттестации (контроля) |
|
|
Введение. Предмет и задачи курса. Инструктаж по пожарной безопасности. |
2 |
2 |
- |
беседа, анкетирование |
|
Раздел 1. Теоретическая подготовка.
|
||||||
|
Физиологические основы спортивной тренировки. Режим дня спортсмена |
2 |
2 |
- |
Опрос |
|
|
Правила игры |
2 |
2 |
- |
Опрос |
|
|
Общая физическая подготовка (ОФП) |
12 |
- |
12 |
Контрольные упражнения |
|
|
Специальная физическая подготовка (СФП) |
12 |
- |
12 |
Контрольные упражнения |
|
|
Техническая подготовка |
12 |
2 |
10 |
Контрольные упражнения |
|
Раздел 5. Тактическая подготовка |
||||||
|
Тактика игроков при нападении |
8 |
2 |
6 |
|
|
|
Тактика игроков при защите |
6 |
2 |
4 |
|
|
|
Тактика вратаря |
4 |
- |
4 |
|
|
Раздел 6. Подготовка к соревнованиям |
||||||
|
Тренировочные игры |
6 |
- |
6 |
Разбор игр |
|
|
Соревнования |
4 |
- |
4 |
Разбор игр |
|
|
Итоговое занятие |
2 |
2 |
- |
Разбор игр |
|
|
Итого: |
72 |
14 |
58 |
|
|
Содержание учебного плана первого года обучения
Тема 1. Введение. (2 часа)
Теория (2 ч.). Инструктаж по технике безопасности: объяснение правил поведения на футбольном поле, в спортивном зале, раздевалках и душевых для предотвращения травматизма, соблюдения личной гигиены. Ознакомление с программой занятий.
Тема 2. Теоретическая подготовка. (6 часов)
2.1. Физиологические основы спортивной тренировки. Режим дня спортсмена.
Теория (2 ч.). Мышечная деятельность как необходимое условие физического развития, нормального функционирования организма, поддержания здоровья и работоспособности. Тренировка как процесс формирования двигательных навыков и расширения функциональных возможностей организма. Физиологические закономерности и фазы формирования двигательных навыков. Физиологические причины утомления. Восстановление работоспособности организма после различных по объему и интенсивности тренировочных нагрузок. Питание. Витамины. Примерные суточные нормы для футболистов в зависимости от возраста, объема и интенсивности тренировочных занятий и соревнований. Режим дня и его значение для юного спортсмена
2.2. Правила игры в футбол.
Теория (2ч.). Изучение правил игры. Права и обязанности игроков. Роль капитана команды, его права и обязанности. Обязанности судей. Способы судейства. Замечания, предупреждения и удаления игроков с поля. Роль судьи как воспитателя.
Тема 3. Общая физическая подготовка (ОФП). (12 часов)
Практика (12 ч.). Общеразвивающие упражнения без предметов: поднимание и опускание рук в стороны, вперёд, сведение рук вперёд и разведение, круговые вращения. Наклоны туловища вперёд и в стороны. Поднимание и отведение ног, выпады вперёд, назад. Акробатические упражнения: стойка на лопатках, «мост» из исходного положения «лежа на спине», кувырки вперёд, назад из положения «сидя», комбинации кувырков. Координационные упражнения: общеразвивающие упражнения с частой сменой движений и одновременным выполнением различных движений тела, упражнения со скакалкой. Легкоатлетические упражнения: ходьба различными способами, бег приставным, скрестным шагом, прыжки на одной и двух ногах, прыжки с поворотом на 90, 180, 360 градусов. Упражнения на скамейке: различные виды ходьбы, прямо, боком, спиной, в приседе, а также прыжки. Подвижные игры: «Быстро по местам», «К своим флажкам», «Отгадай чей голосок», «Ловкие ребята», «Кот идет», «Волк во рве», «Пустое место», «Запрещенное движение».
Тема 4. Специальная физическая подготовка (СФП). (12 часов)
Практика (12 ч.). Выполняются специальные упражнения для развития координации, быстроты, ловкости, дистанционной скорости, скоростно-силовых качеств, для развития специальной выносливости (см. Приложение № 2). Для вратарей выполняются упражнения из различных исходных положений на отбивание высоко летящего мяча, ловлю малого мяча, многократное повторяются упражнения в ловле и бросках набивного мяча и серии прыжков в стойке вратаря толчком обеих ног в стороны.
Тема 5. Техническая подготовка. (12 часов)
Теория (2 ч.). Понятие о спортивной технике. Взаимосвязь технической, тактической и физической подготовки футболистов. Классификация и терминология технических приемов.
Практика (10 ч.). Изучение технических приёмов игры (удары по мячу, остановки мяча, отбор мяча, обманные движения). Анализ выполнения технических приёмов и их применения в конкретных игровых условиях. Изучение технических приёмов игры вратаря (ловля, отбивание кулаком, бросок мяча рукой; выбивание мяча с рук). Анализ выполнения технических приёмов игры вратаря.
Тема 6. Тактическая подготовка. (18 часов)
6.1. Тактика нападения (8 часов)
Теория (2 ч.). Индивидуальные действия без мяча. Правильное расположение на футбольном поле. Умение ориентироваться, реагировать соответствующим образом на действия партнёров и соперника. Выбор момента и способа передвижения для «открывания» на свободное место с целью получения мяча. Индивидуальные действия с мячом. Целесообразное использование изученных способов удара по мячу. Применение необходимого способа остановок в зависимости от направления, траектории и скорости мяча. Групповые действия. Взаимодействие двух и более игроков.
Практика (6 ч.). Тренировка умения точно и своевременно выполнить передачу в ноги партнёру, на свободное место, на удар; умения выполнять короткую или среднюю передачи, низом или верхом. Комбинация «игра в стенку». Выполнение простейших комбинаций при стандартных положениях: в начале игры, угловом, штрафном и свободном ударах, вбрасывание мяча.
6.2. Тактика защиты (6 часов)
Теория (2 ч.). Индивидуальные действия. Правильная позиция по отношению опекаемого игрока и противодействие получению им мяча, т.е. «закрывание». Групповые действия. Элементарная страховка партнера при атаке соперника. Взаимодействие игроков при розыгрыше противником стандартных комбинаций.
Практика (4 ч.). Тренировка умения «закрывать» нападающего игрока.
6.3. Тактика вратаря (4 часа)
Практика (4 ч.). Тренировка умения разыгрывать удар от своих ворот, ввести мяч в игру (после ловли) открывшемуся партнёру, занимать правильную позицию при угловом, штрафном и свободном ударах вблизи своих ворот.
Тема 7. Подготовка к соревнованиям. (10 часов)
7.1. Тренировочные игры (6 часов)
Практика (6 ч.). Проводятся игры по упрощенным правилам.
7.2. Соревнования (4 часа)
Практика (4 ч.). Проводятся соревнования по физической, технической (контрольные нормативы см. Приложение № 1) и игровой подготовке.
Тема 8. Итоговое занятие. (2 часа)
Теория (2 ч.). Подводятся итоги за прошедший год. Обсуждаются задания на летний период.